Скрыть меню

Акция #Россиянашобщийдом

#Россиянашобщийдом #ДонМолодой #РостовскаяОбласть #Ростовпатриотцентр #ЖивуНаДону

Привет! Я библиотекарь читального зала МКУК Мартыновского района «Межпоселенческая центральная библиотека» Кузьменко Т.Г. учувствую в  акции #Россиянашобщийдом и хочу познакомить вас с православным обрядом крещения детей на Руси.

Крещение ребёнка – важнейший обряд в жизни каждого русского человека, так было испокон века. В Древней Руси обряд крещения младенца имел огромное значение, как для ребёнка, так и для его будущих родителей. Раньше ребенка в основном крестили на сороковой день после рождения. Это связано с тем, что женщина не имела права приходить в храм на протяжении сорока дней после родов, так как считалась «не чистой», а вместе с ней и муж.  По истечении этого срока священник читает над ней молитву сорокового дня и только после этого она может присутствовать на таинстве. Но если ребенок рождался слабым и болезненным, окрестить его стремились как можно быстрее, ибо в народе верили, что душа младенцев умерших не крещенными, не сможет найти успокоение на том свете. В этом случае родители не присутствовали на крещении, а готовились встречать гостей дома. В настоящее время родители крестят своих чад по своему усмотрению.

Важным моментом в подготовке к крещению был выбор крёстных родителей (кумы, кума). Обычно отец новорожденного приглашал в крёстные кого-либо из родственников. «Поди, введи младенца в православную веру», – с такими словами обращался он к восприемнику (крестному). Крестные должны были заниматься духовным воспитанием и опекать ребенка, а он в свою очередь заботиться о них и почитать как кровных родителей. В прошлом, в случае смерти родителей малыша, крестные зачастую брали его на воспитание, особенно если на это не претендовали другие родственники. Тем не менее, иногда крестным становился первый встречный, например, когда в семье раньше умирали младенцы. Случайного восприемника называли «Божьим кумом (кумой)».

По обычаю, крестный отец покупает крестик, приносит свой хлеб и берет на себя расходы по совершению Таинства. Крестная мать дарила крестильную рубашку, которую она шила сама, а также отрезы ситца или хлопка и полотенце. Крестильные наборы старались богато и изысканно украсить, ведь они потом становилась семейной реликвией и передавалась по наследству из поколения в поколение. Украшением служили кружева, вышивки на православную тематику, а также атласные ленты. Можно было делать и дополнительные подарки.

После всех приготовлений наступает время обряда. Следуя уложениям древней Православной церкви, воду для крещения не подогревали даже зимой. Ребёнка погружали в холодную колодезную воду часто с нерастаявшим льдом. Погружение в “купель с ледянками” не считалось опасным для жизни новорожденного, но и рассматривалось как действие, благоприятное для его здоровья. Напротив, на добавление в купель тёплой воды смотрели как на “дело небогоугодное”, а также не приносящее пользы новорожденному. В наше время вода подогревается и это не считается нарушением церковных уложений.

После крестин родители, крестные вместе с бабкой – повитухой (ведь раньше не было роддомов и именно она принимала роды) принимают поздравления, а затем начиналось застолье с разнообразными кушаньями. Виновника торжества свивали и ложили на расстеленную шубу иногда еще на нее клали деньги, чем выражали ему пожелание богатства. На столе обязательно должна была быть гречневая каша. Первой угощение и первую рюмку принимала бабка-повитуха, затем угощала отца, а для закуски давала ему пересоленную кашу со словами: «Ешь, отец-родитель, ешь, да будь поласковей к своему сыночку (дочке)! Как тебе солоно, так и жене твоей было солоно рожать!» Остатки этой каши она разбрасывает с пожеланиями здоровья и благополучия ребенку. За отцом младенца угощаются кумовья, а потом и остальные гости. При этом каждый не исключая самого родителя, кладет сколько-нибудь денег, в пользу бабки или роженицы. После окончания застолья кум получает от кумы «на память» платок, утирает полученным платком губы, целует куму и одаривает ее денежкой. При прощании с родильницей кумовья получают по пирогу, за который дают деньги или на эту же сумму продукты или вещи: платок, чай, мыло, сахар и т.д. Так заканчивается празднование.

Просмотров: 27

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support