Скрыть меню

Удивительные места Мартыновского района

исчезнувшая станица Денисовская (с 1913 года Новониколаевская).
(К 80-летию района).

Денисовская  — исчезнувшая станица, располагалась на территории современного Мартыновского района Ростовской области. Входила в состав Сальского округа Области Войска Донского. После 1877 года названа была по имени атамана Войска Донского А. Денисова, приемника атамана Платова.

1_denisov-6-y-255x300 Удивительные места Мартыновского района

Андриан Карпович Денисов 6-й – войсковой атаман, генерал-лейтенант

Станица Денисовская образована из Балтуковской сотни (Богшрахинский аймак), располагалась в балке Баглай (сейчас известна как балка Потапова) в левобережье реки Сал. Первые сведения о станице появляются в конце 17 века. Название Богшрахинский аймак, Богшрахна ээмг, связывают с именем Богшурги, внука Аюки-хана, младшего брата Дондук-Омбо (1691-1741). Впервые она обозначена была на Военно-дорожной карте 1888 года.

Населяли станицу в основном калмыки, но проживали там и семьи русских, татар, немцев, казахов, украинцев, цыган, киргиз, белорусов и других национальностей.
Примечательным было то, что калмыки-степняки ещё многие десятилетия назад, по примеру жителей Дона одели свою станицу в зелёный наряд фруктовых садов. Это были сады Тепшинова, школьный сад, а так же сады в хотонах (хотон – м. калмыцкий аул) Морозов и Вольный. Вкусовые качества фруктов с этих садов трудно было передать – душистые, сочные, они имели большой спрос на Мартыновских ярмарках в дореволюционное время, и после Октября 1917 года.
Главным занятием жителей станицы являлось скотоводство. Кроме скотоводства, калмыки занимались отхожими промыслами, нанимались в табунщики и на рыбные промыслы в донских низовьях.
Известно, что калмыки являются частью монголов, которые в своё время создали величайшую в Азии империю под предводительством Чингисхана. Но когда империя распалась, на территории Монголии возникла борьба между маньчжурами и ойратами (нынешними калмыками). Победу одержали маньчжуры, и тогда некоторые представители Ойратского Союза пошли на запад и к 1632 году оказались у берегов Волги и Дона. Разделяя калмыков на части, Московское царство стремилось присоединить их к казачеству. С этой целью были созданы 13 больших калмыцких станиц, в том числе и Денисовская. Так у нас на Дону появились калмыцкие казаки.

2-kaz-300x221 Удивительные места Мартыновского района

В начале 20 века станица была очень большой, богатой и многолюдной. Кроме того, являлась центром буддистской религии на Юге России. Здесь же находился самый большой и красивый буддистский храм-хурул.

3-denisovskiy-hurul-300x194 Удивительные места Мартыновского района

Хурул в станице Денисовской (Богшранкинской) Донской области.
Фото 1928 года.

Он был старше и величественнее других Донских хурулов и имел общеевропейскую известность, да и среди других буддистских храмов России был далеко не последним.
В 1885 г. в городе Штутгарте (Германия) вышла книга «Наброски путешественницы о России». Её автором была баварская принцесса Геонфилис С. Фон Бауэр. В своём российском странствии она побывала в местах проживания донских калмыков. Своё «донское» впечатление она иллюстрирует гравюрой, на которой показан хурул.

4-denisovskiy-300x159 Удивительные места Мартыновского района

Хурул, стоявший неподалёку от станицы Денисовской Области Войска Донского. Гравюра 1885 г.

В нём в течение 20 лет служил, являясь ламой донских калмыков Менке Борманжинов.

d0bcd0b5d0bdd0bad18f-d0b1d0bed180d0bcd0b0d0bdd0b6d0b8d0bdd0bed0b2-195x300 Удивительные места Мартыновского района

Бакша (глава духовенства) донских калмыков Менке Борманжинов.
Дата съемки 1910 г.

По преданиям, личностью он был выдающейся, всячески старался сохранить национальную и религиозную самобытность своего народа. Лама был известен далеко за пределами Войска Донского, подготовил немало буддистских священников. Большое влияние оказывал и на мирян, призывая мужчин бросить пить, курить и есть мясо. Женщин же призывал оказываться от дорогих украшений. Ни один калмык не появлялся в хуруле на великие праздники без национальной одежды. Благодаря усилиям Менке Борманжинова, Денисовский хурул превратился в центр интенсивного изучения буддизма.
Значение хурула стало падать после смерти Борманжинова, когда в 1919 году, в самый разгар Гражданской войны 64-летний лама, ещё достаточно бодрый и энергичный, заболел тифом и скончался. Его прах был похоронен недалеко от стен хурула.
Храм посещался калмыками до 1930 года, но после был утрачен.

6-hurul-denisovskiy-300x206 Удивительные места Мартыновского района

В настоящее время с трудом можно определить лишь фундамент здания.
Но многие годы, калмыки, которые давно переселились из наших мест, приезжали на место бывшего храма – поклониться праху ламы. Местный житель Иван Волосин, искусный станичный кузнец и друг Борманжинова поставил на могилу ламы, сделанную собственноручно беседку в буддистском стиле. Но спустя несколько лет, в целях наживы могилу разграбили. Кто это был, тогда так и не установили. Останки ламы были перенесены Волосиным на кладбище, где он и покоится до сих пор. Некоторое время назад из самого Тибета на могилу калмыки привезли камень из серого мрамора, имеющий форму ларца. По буддистскому поверью, он освещает землю на могиле Борманжинова.
Ещё одна удивительная достопримечательность была в исчезнувшей станице. Трогательную историю поведала старая калмычка о чудодейственном колодце, остатки которого сохранились и в наше время. Для коренных жителей он был целебным, так как вода исцеляла их от многих недугов. Когда в летний период наступала засуха, и на глазах умирала природа, гибли посевы, то калмыцкое население собиралось у этого колодца и неистово молилось, прося Всевышнего послать дождь. И действительно шёл дождь. В благодарность они стали нести к колодцу монетки из драгоценного металла и бросать в него. Прошло много лет, но память хранит эту историю в народной молве казаков-калмыков.
В Межпоселенческой центральной библиотеке, активно занимающейся краеведением, есть накопительная папка, страницы которой посвящены донским казакам-калмыкам. Эти страницы истории начинались здесь, в наших Сальских степях. И как бы ни грустна была история калмыцкого народа, перенёсшего тяжёлые испытания, мы не можем предать забвению эти страницы. Потому что это история нашего родного края.

P. S.

Воодушевлённые собранной информацией об исчезнувшей станице, работники библиотеки решили найти эти удивительные достопримечательности нашего района. Приехав на кладбище х. Новониколаевский мы нашли могилу известного ламы. Нам пришлось изрядно потрудиться – удалить выросшие сорняки, прежде чем сфотографировать надгробие.

7-225x300 Удивительные места Мартыновского района8-DSC00617--300x223 Удивительные места Мартыновского района

Вот так выглядит памятный знак на могиле ламы Менке Борманжинова.

Далее наш путь следовал к колодцу, который как ни странно оказался действующим. Но заглянув  в него, мы увидели, что для питья вода не пригодна, так как там плавает бытовой мусор.

9--300x169 Удивительные места Мартыновского района

А присмотревшись внимательнее, увидели и монетки, вероятнее всего оставленные приезжавшими когда-то калмыками.

10-DSC00621--300x169 Удивительные места Мартыновского района

Недалеко от колодца, через дорогу, увидели мы и то, что осталось от некогда известного хурула.

11-DSC00624--300x167 Удивительные места Мартыновского района

Походив между гранитными камнями, с грустью думали о том, как жестоко к нам потомкам время,  вихрем своих событий стирающее с лица земли  и цивилизации, и станицы, которые мы никогда  не увидим.

Библиотекарь Ляшик Н.Д.

Просмотров: 1780

7 комментариев

  1. Thank you for your article. I visited the Denisovsakaya sites in 1992. Both my parents grew up there. Your article gave me further insight into lives of my family before 1920.

        1. Was Novonikolaevka people with the surname Мошкин.On arrived from Siberia in 1957.Now he lives in the city of Elista. Maybe it’s your cousin?

          1. Yes, that is my cousin Nikolai. I came with him when I visited the Denisovskaya sites.

            Perhaps you might find this interesting:

            Accounts of Growing Up on the Sal’sk Steppe,

            He was born along the Sal River in 1903, year of the Rabbit, son of Batuk of the Tachuud yasan. His mother’s name was Hulgene. He was the first of the family to be born in a standing house instead of a traditional ger. He had two sisters and a brother.
            His earliest accounts were of being a boy of 10/11 and sent out all night to tend the cattle. He said they had a saying “someone else’s beef tastes better than your own”. He and his friends would go rustle up some beef during the night, butcher, cook and finish by dawn He grew up close with his cousin SanjaTargiroff (son of Burga, a school official in Stanitsa Denisovskaya and married to Baduk’s sister) and they went to school together. There was a prohibition in the school that Kalmyk was not to be spoken at any time. Once, he and Sanja were caught talking Kalmyk in class. The teacher bared their backs and beat them with a pointer stick. I asked him if the teacher was Kalmyk and he said that the teacher was
            During the First World War his father was on the front with his unit. He said that they were assigned a Rumanian prisoner of war. The guy did chores around the homestead. He learned some Rumanian phrases from this fellow. During that time there were no prisoner of war camps, prisoners were assigned to a farm somewhere to make up for manpower sent to the front.
            He talked of playing as children with SanjaTargiroff, Nami Schogurow, Djal Djuginow and later in life they would attend the same parties and occasions. As boys they played marbles with shagad (sheep ankle bones) . The girls would play jacks with them. They were also used as a fortune telling device.
            They attended the same temple in Stanitsa Denisovskaya. He related a funny story of when the temple first installed mirrors, an old woman sat next to a mirror. She turned and looked at the mirror and asked her reflection how she was doing. She asked a couple of times and turned to the lady next to her and complained that the lady on the other side was ignoring her.
            He remembered some of the derogatory sayings they had about the other tribes. One was they called them long tailed because of the clothing that was worn. The other one was that once they learned a path that would be the only one they would ever travel, they wouldn’t seek a different and quicker way to their destination. The other tribesmen would pass along the Sal River to reach Rostov.
            He was married at age 16 (Kalmyk reckoning) and entered the cavalry with Sanja and their friends. He, his father and wife fled to the Crimea in 1920 leaving behind his mother, sisters and brother. The fight was lost to the Red Army on the Sal River front. He boarded a ship with his father and his wife boarded another ship that went to Bulgaria. A female relative retrieved the wedding pillow from his wife signifying his divorce.

            If your interested I do have photos of people that were from Deniosovskaya.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Page Reader Press Enter to Read Page Content Out Loud Press Enter to Pause or Restart Reading Page Content Out Loud Press Enter to Stop Reading Page Content Out Loud Screen Reader Support